Интервью в журнале ТЕЛЕнеделя - 1
Павел Шуваев: Трудное это дело,
ребята
Многим телезрителям,
регулярно смотрящим проект Первого канала России – «След», давно полюбился
образ майора ГРУ – Сергея Майского. Но кто же кроется за этим образом? Павел
Шуваев родился 23 апреля 1977 года. Окончил курсы при Московской консерватории.
Получил экономическое образование, но выбрал творчество…
– Скажите, Павел, как вы
стали актером? Мечта детства, совет близких или что-то другое?
– Не думаю, что в полной мере могу
считать себя актёром, разве что самодеятельным, - диплома об актёрском
образовании у меня нет. С ранних лет играл в школьных постановках, в
пионерлагерях, - всем, вроде, нравилось. В 12 лет отец начал меня учить игре на
гитаре. Дальше развивался уже сам. В 21 год пришёл, за компанию с товарищем, -
он актёр, - на прослушивание в театр. Меня попросили что-то прочитать,
станцевать и спеть. Ну, я исполнил. Деталей уже не помню, но меня приняли, а
его - нет...
...А мечтал я быть капитаном дальнего плавания - до сих пор, кстати, душа
неспокойна - как море увижу, слеза наворачивается. Вот. И собирался я
держать экзамен в Туапсинскую мореходку, но потом развалился Союз, всё
накрылось медным тазом и родители решили, что мне нужна профессия, которая
сможет в будущем гарантированно кормить. Когда я, наконец, окончил институт и
решил поступать на актёра, выяснилось, что второе высшее стоит денег и немалых,
а молодые специалисты всегда зарабатывали негусто. Опять же - Брат-студент и
родители уже на пенсии. Работать, короче, надо было.
Но я решил не отказываться от своей мечты (или "завиха", как до
недавнего времени родители это называли) и начал заниматься всяческим
самодеятельным творчеством. Шишек, конечно, кучу набил и времени на это вагон
ушло, - пока что-то стало получаться, но... Сейчас я уверен, - всему своё
время. Жалеть, в общем, ни о чём не стоит.
– Насколько актеру нужно
театральное образование – или важнее талант и практика?
– Ну… Вот как я могу судить об
этом? Честно – я видел много талантливых, способных и работящих людей без
образования и многих бездарей и лентяев – с тремя дипломами. Мне кажется, тут
важен момент самоопределения – чувствуешь в себе какие-то задатки, желания и
стремления – иди, попробуй поступить в профильный ВУЗ. Тут, ведь, как? На
актёрский вон, люди с первого раза поступают и, легко и изящно поступив, или
даже закончив, полностью разочаровываются в профессии и уходят из неё… А те,
кому на первом туре сказали – «Спасибо. Достаточно…» – и так пять (!) лет
подряд – многого добиваются именно на актёрском поприще. Но, конкретно, про мой
случай – у меня были хорошие педагоги по актёрскому мастерству и сам я старался
много работать. То есть – практика получается. А, если бы я учился в ВУЗе – на
это ушло бы гораздо меньше сил и времени, наверное. Образование – необходимо,
каким бы оно ни было! Я всё-таки подбирался к профессии окольными путями –
через Колыму на Пензу, как говорится. И продолжаю ей учиться ежедневно.
– Сложно ли вживаться в
образы?
– Всё зависит от образа и от
режиссёра. Ведь всё начинается ещё до проб. Тебя отобрали по фотографии,
например, – значит режиссёр что-то в тебе на этом фото увидел. Что-то, что
совпадает с его видением персонажа. «Ага, – думает он, – внешне похож, близок,
глянем теперь, что этот парень умеет!» – и тебя приглашают на пробы. Там уже ты
общаешься с режиссёром и он ставит задачу. Даёт 10-15 минут на подготовку и –
вперёд. Если результат проб его удовлетворяет, он утверждает актёра на роль и
вот тут как раз и начинается работа над ролью и образом. Часами можно сидеть с
режиссёром, сценаристом и – даже продюсер может в этой компании оказаться (если
он творческий человек), с партнёрами по проекту. Искать взгляд, походку,
какие-то реакции персонажа, его эмоции. Этюды какие-то, сценки проигрывать. В
театре один подход, в кино – другой, но очень похоже, тем не менее.
В любом случае, везде очень важны режиссерские установки и творческая палитра
актёра, ведь, чем больше ты умеешь, тем более цельным и точным, в итоге,
получится персонаж, придуманный сценаристом и додуманный режиссёром. Я пока ещё
особо не вживался ни в кого, я работал. Если что-то получалось и зритель это
отмечал, значит, работа велась в правильном направлении.
– Сериал снимается с
2007 года. Что помогает вам не устать от роли?
– Вот это вопрос так вопрос! Что
помогает? Ха-ха. Жажда жизни и оптимизм помогает…
А, если по-делу, то формат нашего «кина» – одна серия/одна история – сильно
помогает, так как постоянно меняются условия, сценарии, персонажи и режиссёры –
то есть «мыла», как такового, нет. Постоянное движение есть. Конечно,
невозможно выдавать 16 оригинальных сценариев в месяц (всё-таки больше 500
серий уже отсняли!), – бывают похожие, бывают откровенно скучные или глупые –
на мой взгляд, бюджета где-то не хватает, трюков как раз, стрельбы… но, в
основном, мне ещё интересна эта роль. Неплохой он всё же парень – этот Майский,
да? Плюс к тому – коллектив наш актёрский очень тёплый – да и администрация
скучать не даёт.
– Вы не только актер, но
еще и музыкант. У вас есть своя рок-группа «ОддисС». Как Вам удается совмещать
загруженный график в кино и занятия музыкой?
– Да, это больной вопрос… В моём
случае, совмещение «СЛЕДа» с чем-либо, вообще, достаточно сложное дело, а ещё и
с творчеством параллельным – практически нереальное. Поэтому «рвусь из сил и из
всех сухожилий», чтобы «ОддисС» продолжал своё плавание. Ребята музыканты очень
мне в этом помогают, взвалив на себя целый ряд, на самом деле, моих
обязанностей. Также американская администрация Группы в лице Марины Щёголев вносит
большой вклад в развитие и движение Команды «ОддисС» – за что я безмерно
благодарен.
– Не планируете снять
что-то свое? Привлекает ли вас карьера сценариста или режиссера?
– Планировать снять «что-то своё»
можно в юном возрасте, можно в зрелом, но надо быть реалистом в любом случае.
Знать, что ты хочешь сказать «этим своим» – другим людям и зачем ты это хочешь
делать. Потешить свои творческие амбиции, покричать – «…камера, мотор, начали!»
– я далёк уже от этого. Денег заработать – так это не у нас в стране и не
авторским кино. Снимать для дяди-продюсера? Это не иметь самостоятельности
никакой. Там, если снимаешь по-своему, – уберут с проекта, заменят более
покладистым режиссёром. Отстоишь свою точку зрения, –монтаж всё равно будет
продюсер делать, по-коммерчески. Много хороших проектов таким образом было
загублено на стадии монтажа. Денег заработали – да, а кино не получилось.
Прокатилось по «ящику» – и ладно! Надо дальше поток гнать. Как у классика –
«…числом поболее, ценою подешевле!» Кино видеть надо, а не просто смотреть. И
сценарии у меня есть, и идеи. Всё есть. Денег нет.
– Возможно, кто-то из
читателей собирается посвятить свою жизнь кинематографу. Что вы скажете в
качестве напутственных слов молодому поколению?
– Да, не только в кинематограф могут
собраться. И в Театр тоже. Поэтому так. Трудное это дело, ребята. Зачастую –
неблагодарное. Но и Святое. Если можешь без этого – лучше не лезь. Если крышу
рвёт и другого дела для себя не видишь – рубись! Всё выйдет ещё сложнее, чем
тебе кажется, но и отдача будет. Будет, коли дойдёшь! Отдача – это не
обязательно – деньги, слава, успех – это, как раз, всё преходяще. Да. Это
больше чувство, что ты занимаешься своим делом. Делом всей жизни. Ты несешь
людям свет Божий, частицу которого в тебя Господь заложил. Имя ей Талант. Имя
ей – Упорство. Имя ей Вера. Надежда. Любовь!
С Новым Годом вас, ребята! С Новым счастьем!
(Это я как Дед Мороз с восьмилетней практикой говорю. И «СЛЕД» мне в этом не
помеха. Так привык, что уже и Новый год не новый год, если я без бороды и
тулупа встречу)!
ТЕЛЕнеделя (Нью-Йорк)
3-9
января 2011 года